Череп (конский)

 

 

Череп животных, а именно коней и собак выступают активными участниками некоторых обрядовых действий и объектами почитания у многих кочевых народов. К примеру, у монголов в знак оказания почтения голову любимого коня, жеребца, который давал хорошее потомство, быстрого скакуна кладут на обо. При этом дырки от глаз, ушей черепа затыкают сухой травой, печеньем, конфетами, аргалом, камешками и поворачивают череп в сторону родных мест [17, с.61]. У казахов фигурирование черепа коня встречается в следующих случаях: его клали на высокое место (крыша сарая, вершина скалы, ветке дерева), чтобы люди и скот не наступали на него. Также череп клали на притолоку мазара, надевали на кол и ставили в качестве сторожа посевов. Черепа известных скакунов – победителей скачек, верховых коней батыров зашивали в войлок, заворачивали в чий (циновку) и оставляли («аттың басын кебіндеу») на вершинах высоких гор, отдельно стоящих высотах [20]. Череп коня использовался и в практике баксы – казахских шаманов. С его помощью лечили больных с помутнением рассудка и страдающих другими недугами. В этнографической литературе встречаются сведения о лечении больных с помощью черепа и ритуальных кукол, где череп представляется в качестве коня, а кукла в качестве девушки. Этот дуэт, по представлениям казахов, способствовал оседанию в черепе «летающих» бесов и джинов, т.е. переселению болезни в череп. Такой ритуальный атрибут хранится в Российском этнографическом музее (РЭМ). У казахов в лечебной практике баксы встречалось и использование собачьего черепа с куклами. Сухой собачий череп раскрашивался баксы в разные цвета, а потом собирал с каждой юрты тряпичные куклы (нечетное количество). В него также специальными манипуляциями «переселяли» болезни.

Этнографические материалы о балкарцах и карачаевцах демонстрируют веру в магические свойства конского черепа. Если наступала засуха, нужно было опустить в реку подвешенный на веревочке череп коня, и после этого  должен был начаться вскоре проливной дождь, и лил, не переставая, до тех пор, пока череп не вытаскивали [6, с.42]. Этот обряд квалифицируется как один из видов имитативной магии. На конский череп проецируется представление о коне как медиаторе между мирами, обереге-охраннике (стада или путника), что проявляется в магических ритуалах и лечебной практике.

.